Анализ рынка расходных материалов в России

Рынок расходных материалов в России начал развиваться с 1994 года, кода в стране только начали запускаться рыночные механизмы. На российский рынок вместе с потоком иной импортной продукции стали завозиться печатающие устройства бренда HP, EPSON, CANON и пр.

Бренды

Печатающая техника активно использовалась в госучреждениях и на крупных предприятиях. Поскольку принтеры и прочая печатающая техника не может работать без расходных материалов, спрос на расходники день ото дня рос. Это послужило толчком для развития рынка оригинальных расходных материалов. Картриджи стали поставляться через сеть официальных дистрибьюторов. А компании, занимающиеся поставкой и реализацией картриджей на российском рынке, стремительно богатели.

Через пару лет, пользователи печатающей техники были еще не готовы к использованию совместимой продукции. Люди, осторожно относились ко всяческим новшествам, и старались покупать только те модели картриджей, которые указанны на крышке принтера.

Но русские, как известно народ смекалистый. Заметив высокий порог прочности оригинальных картриджей, компании занимающиеся перезаправкой расходников, с картриджами после одного – двух проходов, поступали следующим образом: восстановленные расходники паковали в оригинальные упаковки и выпускали на рынок под видом оригинальных. Так началась эпоха поддельных картриджей.

К 2002 году рынок поддельных расходных материалов достиг огромных масштабов. На данном рынке появились серьезные игроки, закупалось новое оборудование для восстановления картриджей, печати новых упаковок и голограмм.

Вендоры забили тревогу. Во всех крупных городах России, отделы по борьбе с экономическими преступлениями получили разнарядку выявить и привлечь к ответственности лиц и компании, причастные к производству и реализации пиратской продукции.  

Некоторые крупные участники рынка поддельных расходников, заблаговременно готовясь к подобному ходу событий, уже имели налаженные лини по производству совместимки.

Уже к 2007 году, начал активно развиваться, рынок совместимой продукции. Компании, занимающиеся производством совместимки, не остались без крупного куша, они  и сегодня прочно стоят на ногах, и являются почетными фигурами рассматриваемого рынка.

Рынок расходных материалов, казалось бы полностью сформирован: есть оригинальные расходники есть совместимые. Крупные «куски» рынка давно уже поделены, и влезать на данный рынок новым компаниям не имеет смысла?

Но, изобретательности нашего «русского» народа нет предела! На рубеже 2007-2008 года, на рынке  появляется новый продукт – перезаправляемые картриджи и системы непрерывной подачи чернил (СНПЧ). Потенциал данной группы расходников потрясает воображение.

Патроны поставляются с самообнуляющимися чипами, а не одноразовыми как на совместимых, оригинальных и поддельных картриджах. Перезаправляемые картриджи имеют специальные, удобные отверстия, а СНПЧ -  систему внешних доноров, служащуюдля пополненияресурса картриджа в процессе работы. Данная группа расходных материалов позиционируется как долговечная и приобретаемая один раз на весь срок службы печатающего устройства, тем самым отвергая смысл приобретения совместимых или оригинальных картриджей.

По заявлению производителей данной группы расходников, они способны сократить себестоимость отпечатка в двадцать раз по сравнению с оригинальными патронами и в десять – с совместимыми. При этом качество печати цветного изображения остается на высоком уровне.

Финансовый кризис 2008-2009 года, данному сегменту рынка пошел только на пользу. Потребители, в нелегкое время, ищут наиболее оптимальное решение при выборе расходников для своей печатающей техники.

Большая часть вендоров не занимается выпуском презправочных комплектов и СНПЧ, но российский рынок расходных материалов существенно отличается от соответствующих рынков развитых стран, это вынуждает вендоров  выпускать СНПЧ и перезаправочные комплекты для самых популярных моделей печатающих аппаратов.

Сегодня за «место под солнцем» бодрятся все участники рынка. В частности вердоры, ведут активную борьбу против неоригинальной продукции.  Они предупреждают пользователей о снятии с печатающих устройств заводской гарантии, если в них используются неоригинальные картриджи. Внедряются программы по утилизации оригинальных картриджей и пр.

Структура рынка расходных материалов

Рис.1. Структура рынка расходных материалов России

По оценкам различных экспертов, на 2010-2012 гг объем  российского рынка расходных материалов превысил 1 млрд долларов, а доля восстановленных, совместимых, картриджей и подделок в денежном выражении, составляет порядка 50% (рис.1).  По равнению с началом второй декады десятилетия, наблюдается спад в сегменте струйных патронов, а вот расходные расходники для лазерных аппаратов наоборот пользуются огромным спросом (рис.2).

Динамика спроса на картриджи

Рис.2. Динамика спроса на лазерные и струйные картриджи за 2006-2012 гг

С течением времени рынок расходных материалов становится устойчивым и цивилизованным. Потребитель при выборе расходника теперь ориентируется не на стоимость, а  на качество продукции. Сегмент пиратской продукции  все еще велик, и возможно производителям оригинальной и совместимой продукции следует объединиться для борьбы с нелегалами…..

Каким окажется рынок расходных материалов завтра, покажет только время.